Художник Андрей Хасанов

andrey

Андрей Хасанов родился в Петропавловске, что на севере Казахстана.

После окончания школы в 1980 г., он поступает на худграф Омского пединститута. Заканчивает его в 1985 году. Дипломная работа – серия пейзажей, выполненная пастелью, часть из которых демонстрировалась на всесоюзной выставке дипломных работ студентов худграфов в Москве. После службы в армии работает преподавателем в Петропавловской детской художественной школе. В это же время начинает активную творческую и выставочную деятельность. Участвует во многих областных, республиканских выставках, принимает участие во Всесоюзной выставке акварели в Москве.

В 1992-м вступает в Союз художников. С начала 90-х годов А.Хасанов больше внимания уделяет качественному содержанию работ. И упорно работает над «непрямолинейной» образностью в картинах. Усложняет композиционные решения, усиливая динамизм пластических построений. Усложняет и цветовое содержание работ, делая колорит более глубоким, работая на тончайших оттенках и нюансах цвета. Здесь же шлифует и переводит в новое качество рисунок и технику в целом, добиваясь высокой «сделанности» картин, пластичности форм, филигранной тонкости и изящества.

Интересно и характерно то, что творчество Андрея Хасанова органично развивается в двух основных направлениях.

  • Первое: глубоко реалистическое – преимущественно пейзаж, написанный маслом очень тонко и точно. Материальность, глубина и пространство в пейзаже – убедительны до осязаемости. Никакой условности и недоработанности. Композиция и глубина изображения природы – в лучших традициях русской пейзажной школы.
  • Второе направление – сложноструктурированные и многосмысловые, неожиданным образом переплетенные формы и пространства с той или иной степенью условности. Чаще – с элементами фигуративности, узнаваемыми образами-символами или «образной ассоциативностью». А иногда это просто пластические абстракции (очень живые и динамичные, сложные по форме и цвету) вплоть до беспредметности. В таких работах художник стремится либо выразить некое чувство-состояние, либо передать посредством пластики и цвета свое впечатлении от какого-либо явления или действа.

Но, как правило, А.Хасанов совмещает фантастическим образом и то, и другое: реальное и нереальное, узнаваемое и абстрактное, конкретную форму и исчезающую мимолетность иллюзий и видений. Художник как бы создает вторую замысловатую реальность, иногда соприкасающуюся с истинной, а порой и полностью отгороженную от нее. Это словно едва притворенная дверь в иное смысловое пространство, в котором каждый может отыскать что-то созвучное своим переживаниям, чувствам, впечатлениям.

Такие работы как бы раскрывают перед зрителем странности этого мира, оставляя возможность каждому самому домыслить, достроить образно-визуальный ряд, обозначить сопричастность в главном или в деталях. Они, безусловно, стимулируют зрительную фантазию. Эти работы глубоко и «многослойно» ассоциативны и для автора, и для зрителя. Порой даже небольшой фрагмент картины может вызвать целый ряд разнообразных, даже противоречивых, ассоциаций и впечатлений. Они отнюдь не прямолинейны ни по форме, ни по содержанию, часто образны до метафоричности. В них есть глубина, есть подтекст, недосказанность и часто некий драматизм. Что-то роднит эти метаморфозы на плоскости со сновидениями и изощренными фантазиями. (Отчасти это некоторым образом сближает образно-композиционные построения А.Хасанова с сюрреализмом, но лишь косвенно). Такие работы всегда интересны, они захватывают зрителя. Это интрига, своеобразный закодированный диалог между художником и зрителем. Каждый находит в работе что-то свое. Причем интересно их созерцать в целом, к чему апеллирует, собственно, живопись как таковая. Но еще более интересно и захватывающе тут же их рассматривать в деталях и мельчайших нюансах формы и цвета. Ту тончайшую микроструктуру, которая не менее важна и интересна сама по себе, что является прерогативой графики. Примечательно, что в работах А.Хасанова органично сочетаются эти два подхода – живописные и графические средства и приемы. Но одно никоим образом не противоречит другому. Это лишь подчеркивает и обостряет ритмичность в композиции. И автор раскован и свободен в выражении именно таким способом своих образных представлений. Его увлекает в таких работах незаторможенность импровизации; то, что возникает творческий процесс, в котором одно композиционное положение влечет за собой другое. Это позволяет по-иному подойти к форме и пространству и их выражению на плоскости. Непривычная трансформация наших привычных представлений о сути вещей и явлений, закрученных в тугое сплетение пластических структур на уровне подсознания. Это анализ и синтез формы одновременно, тревожное перетекание одного состояния в другое. Некий романтический психоделизм. И при всем этом – это порыв к глубоким пластическим основам искусства.

Однако художник А.Хасанов не намерен останавливаться на достигнутом. Он постоянно в творческом поиске. Его не устраивают сделанные работы, и он ироничен по отношении к ним. Чувство неудовлетворенности присуще ему во всем и не оставляет его и в творчестве, заставляя искать новые решения новых художественных задач и совершенствовать свое мастерство. Тем не менее, думается, что и уже созданные работы не оставят зрителя равнодушным и безразличным, ибо они, безусловно, интересны, профессиональны и искренни.

Артур Каценеленбоген, искусствовед.
Омский иллюстрированный журнал «Город», апрель-май 2001 г.